|
| |
Пост N: 1
Зарегистрирован: 03.12.06
|
|
Отправлено: 08.12.06 11:09. Заголовок: Российская идея и идея Глобализации
Подолец В.В. Российская идея и идея Глобализации – коротко о главном В системе национально-государственной идеи, как, по-видимому, и всякой другой, центральное место принадлежит идеалу - перспективе общественного прогресса, которая становится общепризнанной, зовёт людей к совместным и активным действиям. По крайней мере, именно такими на разных этапах развития России были идеи социализма и коммунизма, победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., экономического соревнования двух социальных систем и др. Теории социального идеала и российской идеи органично связаны. К несчастью, идеалы и планы людей по их реализации, как правило, не совпадают с реальными результатами каждого конкретного исторического действия. Поэтому, совсем не случайно, коллизии идеала и подлинных результатов развития постоянно беспокоили человечество, философов, социологов, и политиков. Но успех этим 'думам' сопутствовал редко. Одни, не сумев обрести возвышенного идеала в земной жизни, искали его в религии (Л.Н.Толстой), в 'творческом эсхотологизме' (Н.А.Бердяев) и в Христовой Благодати (Б.П. Вышегородцев). Другим оказались ближе идеи коммунизма. Первые свели идеал к сугубо личностному, вторые о нём совершенно забыли, полностью подчинив его идеалу общества ('раньше думай о Родине, а потом - о себе'). Между тем, каждый из них стремился убедить нас в логической безупречности своих теоретических подходов, искал для них доказательную базу. На мой взгляд, поиски этой базы должны ориентироваться на науку и философию. Здесь находятся те 'столпы', на которые может опереться взгляд человечества в будущее, теория социального идеала и национальная идея. Во-первых, это - диалектика. Я бы предложил из всей совокупности её бесценных идей особо выделить две. К первой я отношу изменение трактовки основного закона диалектики. Ко второй - поиск ответа на вопрос: как, куда и каким образом прогрессирует та или иная система? Найти его можно в почти неизвестном и до сих пор до конца не понятом учении о диалектических противоречиях 'сущности' и 'существования'. Во-вторых, это общенаучная синергетическая теория 'самоорганизации' - самоорганизации, понимаемой, что само собою разумеется, не в обыденном, а в научном смысле слова. В современной литературе, как правило, скудно представлены вытекающие из неё философские обобщения. А их необходимо было бы учитывать как теоретикам, так и практикам. В-третьих, это - социально-философская теория деятельности. Деятельность человека есть результат развития активной самоорганизации органического мира и развёртывания свойственных ему диалектических противоречий существования. Она является высшей (из нам известных), формой самоорганизации. В этом проявляется сущность деятельности, так до сих пор и не понятая психологами, социологами и философами. В-четвёртых, это - теория сознательного социального регулирования, о которой, конечно же, никто не слышал. Выступаю с предложением сформулировать и обсудить её основные постулаты. Я не случайно назвал эти научно-философские концепции – “глыбами”, “столпами”: По моему глубокому убеждению, только опираясь на них, можно прогнозировать будущее общества в целом, отдельных его элементов и Земной цивилизации в целом. Только на их базе может возникнуть российская национальная идея - духовный образ настоящего и будущего развития России. Весь дух диалектики восстаёт против социального идеала в виде законченной модели развития общества, как бы ее теоретики не называли. Такого идеала в реальной жизни достичь невозможно. Создавая его, люди заведомо заблуждаются. Их идеал, даже вдруг реализованный, завтра изменится и таковым не будет. Да, утверждая это, мы не продвинемся дальше И.Канта, но, по крайней мере, скажем правду. Социальный идеал возможен лишь как система философско-этических принципов жизнедеятельности. Признание этого вывода, к слову сказать, позволит преодолеть извечный конфликт между личностным и общественным идеалами. Главное в этом идеале - Свобода, ограниченная Ответственностью. Перспектива, цель и лозунг России - создание и постоянное совершенствование 'Общества Ответственной Свободы'! В идее свободы отражается признание сознательного регулирования людьми своей деятельностью. Самоорганизация и деятельность как ее форма - объективны и люди в процессе сознательного социального регулирования могут им либо помочь, либо временно препятствовать. В идее ответственности, отражено влияние на самоорганизацию (деятельность) внешних условий, объективных законов, или, говоря философским языком, необходимости. Не учитывать их разум человека просто не может. Свобода - яркое и эмоциональное выражение самоуправления индивидов и социальных объединений. Ответственность - их вынужденное или добровольное согласие подчиняться требованиям управления, изменчивым и подвижным нормам права и морали. Центральная идея российского народа - идея свободы. И это, не смотря на то, что его менталитет и 'массовое сознание' готовы призвать авторитарных вождей, опирающихся на насильственные методы управления и обеспечения общественного порядка. Специфика российского духа - в том, что он упрямо воюет против ответственности. Оглянитесь вокруг и Вы убедитесь в этом. Гармония свободы и ответственности - вот находящийся в движении идеал и центральное звено российской идеи, способный обеспечить оптимальное развитие общества. Наша историческая цель, не имеющая границ во времени, - Совершенствование Общества Ответственной Свободы. Слова-то, какие? - Простые! Русские! Не то что, к примеру, -'либерализм', 'популизм', 'пиар', 'попса' и т.п. Ну, а признать идеал и национально-государственную идею как принцип своего поведения россияне готовы, как готовы согласиться, например, с идеей 'конкурентоспособности'. В контексте сказанного, собственно российской национально-государственной идеи быть не может. Как результат добросовестных научных и философских исследований, она обречена быть общечеловеческой. А 'несокрушимая свобода' Дж. Буша, под лозунгом которой попирались общечеловеческие нормы права и морали, такая же дурь, как и особая 'русская идея'. Они, конечно, возможны и даже могут быть исторически оправданы, но только, как временный фетиш, отражающий специфику массового сознания, общественного мнения, заблуждений, традиций и нравов. Земная цивилизация является единой самоорганизующейся системой. Задолго до синергетики об этом знали великие умы человечества (вспомним учение Тейяра де Шардена и В.И Вернадского о 'ноосфере'). Поэтому в перспективе мировое сообщество должно стать управляемым. При этом каждые народ или нация должны иметь гарантированное право на независимость и самоуправление. Диалектическое противоречие между самоуправлением и управлением в сфере сознательного регулирования глобальной деятельности предстоит разрешать оптимально и гармонично, в интересах сохранения жизни на Земле и прогресса человечества. 'Общество ответственной свободы' является тем общественным идеалом, к которому объективно придут все народы, если даже будут называть его по-разному.
|